2020 / 21
Современные образовательные технологии на уроках Технологии
Скатова Н.А.
Учитель технологии
МБОУСОШ №105 г.Купино
Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам общеобразовательных школ: им необходимо быть быстро обучаемыми, гибкими, обладать коммуникативными навыками, уметь принимать нестандартные решения, мыслить творчески и ориентироваться в информационном пространстве. Очевидно, что современный учитель должен соответствовать времени и владеть новыми технологиями обучения.
Современное образование требует от педагога профессиональных навыков. На уроках технологии учитель может применять различные современные образовательные технологии: коллективный способ обучения, информационно-коммуникативную технологию, проектный метод обучения, проблемное и модульное обучение, игровая технология, здоровьесберегающие технологии. Применение данных технологий сделает урок интересным, развивающим, соответствующим требованиям ФГОС.
Коллективный способ обучения – технология, во время которой каждый учит каждого. Дети работают в парах, группах, индивидуально. Во время проведения урока в данной технологии необходимо новый материал разбить на небольшие отдельные законченные отрывки. Ученики класса могут работать как в одной группе, так и в нескольких, все зависит от количества учеников в классе. Оптимальный вариант - в группе – 4-6 учеников. Именно четное количество детей дает возможность полноценно поработать в парах. Предварительно учащимся раздается новый материал по теме урока, разделённый на небольшие законченные по смыслу отрывки, которые учащиеся должны изучить. Количество отрывков должно соответствовать количеству учеников в группе. В двух группах соответственно отрывки одинаковые. На первом этапе урока дети изучают материал, обмениваясь изученной информацией: работают в динамических парах, рассказывают свой материал каждому участнику группы, то есть если в группе 6 участников, то свой материал ученик должен рассказать 5 раз. В это время детям разрешается свободно передвигаться по кабинету, переходить с одного места на другое для того, чтобы поменяться собеседником. На следующем этапе урока можно предложить ученикам поработать в группе и решить какую – либо задачу. Задания могут быть самыми различными: найти ошибки, найти пару и так далее, Следующим этапом предлагается учащимся поработать индивидуально: составить план действий, подобрать материалы и т.д., а затем обсудить свой вариант в группе и из всех предложенных вариантов выбрать оптимальный. Конечно же неотъемлемым этапом данного урока является определение темы урока, его целей, рефлексия, самооценка и взаимооценка. Для этого на уроке должен быть разработан оценочный лист, в котором прослеживаются все этапы урока и критерии оценивания по каждому из них.
Информационно-коммуникативная технология используется на уроках технологии и вносит в урок яркость и неповторимость. Презентации и электронные образовательные ресурсы являются сегодня непосредственным помощником в проведении урока. Это мультимедийные презентации, видеоролики, музыкальное сопровождение, различные интернет ресурсы. Всё это активизирует познавательную деятельность учащихся, мотивирует к изучению предмета. При помощи компьютера на уроке можно проводить тестирование и анкетирование, разрабатывать игры различные по сложности и различные задания для учащихся по теме урока используя различное программное обеспечение и ресурсы интернета.
Так для разработки тестов можно использовать программу MyTest. MyTestX это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее. Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Практически, любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках. Программа MyTestX работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков (MyTestXPro). В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа. К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры… Имеется возможность использовать несколько вариантов вопроса задания, удобно создавать выборку заданий для учащихся, перемешивать задания и варианты ответов. Это значительно уменьшает возможность списывания при прохождении одного и того же теста несколькими тестируемыми или повторном прохождении теста. В MyTestX можно использовать любую систему оценивания от 2-х до 100-бальной. Систему оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста. Тестирование можно применять как в начале урока – для проверки домашнего задания, в середине урока – для проверки усвоения знаний на определённом этапе, а также в конце урока – для проверки усвоения знаний по всей теме урока. Кроме использования программного обеспечения можно использовать для работы на уроке различные ресурсы интернета. Интересным является ресурс Learningapps.org. На ресурсе можно рассмотреть готовые задания по предмету, а также разработать свои, используя предоставленные шаблоны. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте. При помощи данного ресурса можно разрабатывать задания различного уровня сложности и характера. Такие задания, как «Найди пару», «Классификация», «Сортировка картинок», «Кроссворды», викторины, пазлы, игра «Кто хочет стать миллионером» и многие другие заинтересуют детей на уроке. Учитывая способности детей и разрабатывая соответственно задания для детей различного уровня – каждый ученик будет успешен на уроке, а значит он будет заинтересован предметом. Задания такого характера можно применять на любом этапе урока. Для определения темы урока, для закрепления и повторения изученного материала, для выдвижения предположений, при изучении нового материала.
Использование цифрового оборудования на уроках технологии обеспечивает высокую подготовку педагога к занятию, рациональное использование времени на уроках за счёт мобильного предоставления нового материала урока, обеспечивает высокую мотивацию учащихся к занятиям по предмету, возможность работы нескольких учащихся над одним заданием, проблемой. Учащиеся имеют возможность демонстрировать свой опыт работы, свои достижения, как индивидуальные, так и при работе в группе. Интерактивная доска или приставка на уроке открывает большие возможности для работы на уроке. При изучении тем на уроках можно использовать интерактивные презентации с заданиями на различных этапах урока: для повторения изученного материала, во время изучения нового материала, а также для его закрепления.
Для изучения новых терминов используются задания из букв, которые способствуют развитию логического мышления, зрительной памяти. Активизировать творческую активность учащихся позволяют задания по составлению панно, подбору цвета, подбору пары, пазлы и так далее.
Одной из современных технологий на уроках технологии, является проектная деятельность. Проектная деятельность заключается в разработке и изготовлении нового продукта учеником под руководством учителя и постепенно переходит в самостоятельную деятельность школьника. Изготавливая изделие, учащийся учится проектировать, моделировать, изготавливать изделие, анализировать, оценивать, вносить поправки, корректировать, работать на различном оборудовании. Во время работы над проектом, ученик должен продумать до мелочей свой продукт деятельности, зарисовать эскиз изделия, на основе которого должен построить чертёж, выполнить его моделирование, найти оптимальные способы обработки, изготовить изделие, оформить документацию. Ученик должен уметь работать над творческим и исследовательским проектом, понимать в чем разница одного от другого.
Творческий проект состоит из двух частей: изготовление изделия и разработка документации на изделие. Исследовательский проект должен включать в себя какое –либо исследование по выбранной тематике и это не только опросы и анкетирования, но и поиск информации в различных источниках, беседы с людьми, посещение музеев, выставок, анализ собранной информации по выбранной теме проекта. На уроках технологии по программе предполагается выполнение одного проекта учеником в год на любую тематику, связанную с предметом. Тему проекта ученик может выбирать сам, совместно с учителем. Учителю необходимо составить перечень примерных тем творческих и исследовательских проектов для учащихся разных классов, соответствующих их возрасту. Проект учениками выполняется как индивидуально, так и в парах и группах. На уроке учащимся невозможно качественно выполнить проект из-за недостаточного количество отведённого времени на его выполнение, поэтому выполнение проекта продолжается на кружке или в домашних условиях, как выполнение домашнего задания.
Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения: - решение научных проблем (научное творчество) — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем; - решение практических проблем (практическое творчество) — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем; - создание художественных решений (художественное творчество) — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п. Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. На уроке технологии перед детьми можно поставить как теоретическую, так и практическую проблему. Например, в начале урока попросить учащихся обработать какую – либо деталь или узел (с обработкой которых они ещё не знакомы). В этот момент дети понимают, что они не могут справиться самостоятельно, перед ними встает проблема «Как это сделать» Работа в парах или группах позволяет решить проблему и найти оптимальный вариант её решения.
Модульное обучение (как развитие блочного) — такая организация процесса учения, при которой ученик работает с учебной программой, составленной из модулей. Обучающим модулем называют относительно автономную часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему. Модуль состоит из следующих компонентов: — точно сформулированная учебная цель (целевая программа); — банк информации: собственно, учебный материал в виде обучающих программ, текстов; — методическое руководство по изучению материала (достижению целей); — практические занятия по формированию необходимых умений; комплекс оборудования, инструментов, материалов; - диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углублённом. Программный материал подаётся одновременно на всех возможных код рисуночном, числовом, символическом и словесном. Модули могут быть более или менее крупными. Определённой фиксации требует последовательность прохождения для некоторых модулей, где один опирается на результаты изучения другого. Кроме того, могут возникать к связи типа одновременного (синхронизированного) прохождения модулей по разным предметам, что становится вариантом их интегративного изучения. Модуль обычно состоит из блоков, но могут и модули объединяться в блоки. При работе с учащимися в данной технологии необходимо разработать рабочий лист, на котором будут прописаны все модули их цели, информация и задания по модулю, а также критерии оценки работы учащихся.
Игровая технология может применяться на уроках технологии. В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры. Особенности игры в старшем школьном возрасте — нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу. Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры. Это могут быть игры итоговые, выявляющие усвоения знаний по разделу программы, по всей программе полностью, например, «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером», игры, направленные на развитие профессиональных качеств учащихся, деловые игры, например, игра «Устройство на работу» и другие. Игра на роке является активным методом обучения. Учащиеся, во время проведения такого урока, являются активными участниками игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Технология деловой игры состоит из следующих этапов: Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: — учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп). Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения. Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый. Этап анализа и обобщения, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Здоровьесберегающие технологии.Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического взаимодействия. Одной из центральных задач модернизации образования является построение здоровьесберегающего образования. Данная задача не может быть решена, если мы не будем сами осознанно относится к своему здоровью.
Необходимо обратить внимание на гигиенические условия в классах (кабинетах): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса. Неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся оказывают и такие психолого-педагогические факторы, как:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики;
- увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности.С целью здоровьесбережения учеников возникает необходимость включения в двигательный режим школьника мероприятий, направленных на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статического напряжения мышц спины и кисти.